АДВОКАТЫ

ГЛАВНАЯ

ПРАВОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУЦИЯ РФ, СТАТЬЯ 38

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

ЛЬГОТЫ И ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
подробнее на ag-logistic.ru доставка сборных грузов
жд грузоперевозки по сниженным ценам
ресторанные курсы по оптимальной стоимости
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Loading…

© «ADWOKATI.ru» - Права человека. Защита прав человека. 2005 г. Москва.

 
Юридическая консультация по вопросам защиты прав материнства, детства и семьи

Бесплатные консультации on-line по вопросам защиты материнства, детства и семьиПрава человекаПравовая защита матерей, детей и семьи

 

Памятка по действиям в нештатных ситуациях

Действия персонала на случай внештатных ситуаций

К рассматриваемым (чаще других сталкивающимися с коммерческими организациями и имеющих право требовать документы, производить осмотр помещений либо выемку) контролирующим органам относятся:

1.Правоохранительные органы:

  • Полиция (УБЭП, УБОП, уголовный розыск, участковый уполномоченный)
  • ФСБ
  • Прокуратура
  • 2.Налоговая инспекция

    3.Торговая инспекция

    В случае появления представителей указанных органов, либо поступления от них какой-либо информации о предстоящей проверке, необходимо в первую очередь поставить об этом в известность руководство и адвоката.

    Если указанные представители прибыли в организацию без предупреждения и предъявили какие-либо требования (предоставить определенные документы, помещения для осмотра и т.п.) необходимо:

  • попросить их предъявить свои служебные удостоверения.
  • переписать (сделать копию) все данные из этих удостоверений (Ф.И.О., № удостоверения, структура, должность, срок действия).
  • попросить предъявить соответствующее предписание на проведение требуемых действий,
  • переписать (сделать копию) предписания (регистрационный №(!), дату, кем подписано, содержательную часть).
  • Через справочные службы (02, 07, 09) узнать телефон соответствующего контролирующего органа, позвонить туда, по возможности руководителю (в любом случае требуемую информацию обязана предоставить канцелярия), уточнить работают ли упомянутые сотрудники, подписывались ли начальником соответствующее предписание, зарегистрировано ли журнале учета предписание. Если оказалось, что «визитеры» оказались самозванцами необходимо вызвать Полицию и потребовать принять к указанным лицам предусмотренные законом меры (присвоение полномочий должностного лица является преступлением).

    Если предоставление требуемых документов нежелательно (разглашение коммерческой тайны и т.п.) имеет смысл сослаться на отсутствие нужного работника, у которого документы или ключи и т. п. Можно также, сослаться на приказ руководства о том, что контакты с представителями контролирующих органов возложены на адвоката (юриста). В крайнем случае, можно предоставить копии документов, выданных госорганами (лицензия на торговлю и т. п.).

    Также, необходимо помнить, что гражданам предоставлено право пользоваться услугами адвоката независимо от его процессуального положения, а статья 51 Конституции РФ предусматривает право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, что позволяет, в случае необходимости, отказаться от дачи каких-либо объяснений или показаний, сославшись на предвзятость в проведении следствия (дознания).

    Необходимо подробно ознакомиться с прилагаемыми выдержками нормативных актов, особенно обратить внимание на порядок проведения осмотра, выемки документов (является общим для всех гос.органов). Права и обязанности работников указанных структур при взаимоотношениях с коммерческими организациями указаны в приложениях.

    Ситуация 1. В офис приходит группа лиц, представившихся сотрудниками Полиции.

    Порядок действий.

    1. В случае появления представителей указанных органов, либо поступление от них какой-либо информации о предстоящей проверке, необходимо в первую очередь поставить об этом в известность руководство предприятия и адвоката.

    2. Выяснить причину посещения предприятия «стражами порядка». Согласно новым изменениям в ст.25 ФЗ «О Полиции», при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники Полиции вправе провести проверку. Обязательным условием проведения проверки является наличие мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа Полиции) или его заместителя на проведение проверки. Копию указанного постановления начальника органа Полиции проверяющие должны вручить индивидуальному предпринимателю либо представителю юридического лица.

    3. После получения копии мотивированного постановления на проведение проверки следует проверить служебные удостоверения всех, без исключения, явившихся, обязательно зафиксировать эти данные на случай дальнейших разбирательств. При проверке удостоверения следует обратить внимание на их оформление, наличие печатей, срок действия удостоверений, наличие подписей. Принять меры для фиксации номеров и марок автомашин, на которых прибыли сотрудники Полиции. В случае прихода сотрудников ОМОНа, СОБРа и других лиц в масках, необходимо узнать, кто из них является старшим. Старший команды ОМОНа, СОБРа обычно одет в штатское и имеет при себе служебное удостоверение.

    4. Немедленно позвонить в дежурную часть местного отделения Полиции и

    справиться у них, знают ли они явившихся лиц, в курсе ли они этого визита и как этот

    визит объясняют. В случае возникновения каких-либо сомнений в полномочиях

    явившихся лиц, попросить прибыть на место кого-либо из представителей дежурной части

    местного отделения Полиции.

    5. В случае если прибывшие требуют какие-либо документы, либо желают осмотреть помещение предприятия, потребовать объяснения причин: имеется ли возбужденное уголовное дело, его номер и дата возбуждения, в производстве какого следователя оно находится, как с этим следователем можно связаться. При попытке изъять какие-либо документы, в обязательном порядке требовать постановление о производстве выемки, или обыска и наличия понятых. На постановлении о производстве обыска должна иметься санкция прокурора с гербовой печатью прокурора.

    Надо иметь в виду, что обыск без санкции прокурора с последующим его уведомлением производится только в случаях, не терпящих отлагательства, а именно: если преступление только что совершено, или есть реальное основание полагать, что документы могут уничтожить, и т.п. Во всех иных случаях обыск без санкции прокурора является незаконным. Копию постановления о производстве выемки и копию протокола выемки представителю предприятия необходимо получить

    При применении сотрудниками спецсредств (наручников и т.д.) необходимо

    попытаться записать их номера, что даст дополнительные варианты противодействия органам правопорядка.

    Возможно изъятие документов в соответствии с Законом «О Полиции» и без

    возбуждения уголовного дела. При этом в присутствии двух понятых составляют акт (протокол) изъятия документов, предметов. Копия акта должна вручаться представителю предприятия, где производится изъятие документов.

    В акте (протоколе) должен содержаться перечень изымаемых документов, предметов с указанием их индивидуальных признаков.

    Не следует допускать изъятие документов «оптом», путем их опечатывания без описи в коробках и т.п. В случае если это происходит, необходимо отразить в протоколе, что допущено нарушение закона. На действия сотрудников Полиции может быть подана жалоба:

    - в вышестоящий орган в порядке подчиненности;

    - межмуниципальному прокурору, на территории деятельности которого находится

    организация; или в прокуратуру г. Москвы, если сотрудники Полиции работают в ГУВД г. Москвы;

    -в суд, на территории которого находится организация.

    В соответствии с ФЗ «О Полиции» сотрудники Полиции при наличии постановления на проведение проверки предприятия наделены правом:

    - изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства;

    - временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов;

    - требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении;

    - изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции;

    -опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, на срок не более 48 часов.

    Все указанные действия «стражи порядка» должны производить в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, а при отсутствии последнего с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 37 Налогового кодекса, органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

    Ситуация 2. В офис для изъятия документов и (или) незаконно хранящихся наличных денежных средств, прибывают представители налоговых органов (служб).

    Порядок действий: 1. При появлении представителей указанных органов, либо поступление от них какой-либо информации о предстоящей проверке, необходимо в первую очередь поставить об этом в известность руководство предприятия и адвоката.

    2. В соответствии с п. 1 ст.91 Налогового кодекса РФ, кроме удостоверений необходимо проверить наличие постановления руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки конкретного предприятия.

    3. Убедиться в том, что прибывшие действуют в пределах своей компетенции (находятся на территории, обслуживаемой их подразделением).

    4. Иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.93 Налогового кодекса РФ, по требованию налоговых органов выдать необходимые документы, эти документы представляются в виде заверенныхдолжным образом копий, Тоесть, подлинники документов передавать нельзя ни в коем случае.

    Кроме того, в соответствии со ст.93 Налогового кодекса РФ, документы по требованию выдаются не моментально, а в срок до пяти дней. Поэтому, если есть какие-либо сомнения в качестве и содержании истребуемых документов, следует «взять паузу» на пять дней, что даст возможность надлежащим образом их оформить.

    В соответствии с п.2 ст.94 Налогового кодекса РФ, выемка документов и предметов в ночное время не допускается. В соответствии с п. 21 ст.5 УПК РФ ночным временем считается время с 22 до 6 часов.

    6. При наличии мотивированного постановления налогового органа о производстве выемки, следует этим требованиям подчиниться и выдать требуемые документы. Однако в соответствии с п.8 ст.94 Налогового кодекса РФ, при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить, или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их в течение пяти дней.

    7.В случае если составляемые, налоговыми органами протоколы, по каким-то причинам не устраивают проверяемого, он в соответствии с п.3 ст.99 Налогового кодекса РФ вправе сделать замечания, подлежащие внесению в протокол.

    Также следует отметить, что согласно ст. 89 Налогового кодекса, выездная налоговая проверка проводится только на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и только в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

    Согласно ст.137, 139 Налогового кодекса Вы вправе обжаловать акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно либо в вышестоящий налоговый орган, либо вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

    На основании ст. 138 ч.1 Вы вправе обжаловать действия налоговых органов в судебном порядке.

    Ситуация 3. К Вам подошел человек в милицейской форме и попросил предъявить документы

    Порядок действий:

    1. Прежде чем предъявлять документы сотруднику Полиции, следует выяснить, действительно ли это требование исходит от милиционера. Ведь наличие таких атрибутов, как милицейская форма, радиорация, резиновая дубинка, наручники и даже оружие, не является гарантией того, что перед - вами честный исполнитель закона, а не охранник из какой-нибудь фирмы или преступник, примеривший милицейскую форму.

    Сотрудник Полиции, обращаясь к гражданину, обязан произвести Вам воинское приветствие (в просторечии «отдать честь»), назвать отделение Полиции, в котором он проходит службу, должность, звание и фамилию. Свое имя и отчество он называть не обязан. Удостоверение он должен предъявлять только по требованию гражданина - в развернутом виде, на достаточном для прочтения расстоянии и в течение достаточного для прочтения времени. Требовать передачи удостоверения в руки вы не вправе. Поэтому постарайтесь запомнить отделение Полиции и фамилию. И не забудьте сверить фотографию на документе с лицом стоящего перед Вами человека.

    2. Если милиционер отказался представиться, то он нарушил закон, и разумнее всего пресечь нарушение закона уже на этой стадии. Попросите его представиться еще раз и имейте в виду, что изъятый неизвестным лицом паспорт вернуть практически невозможно, а восстановить сложно.

    Только убедившись, что перед Вами милиционер, место работы и имя которого вам известны, вы должны предъявить свои документы.

    3. С сотрудником правоохранительных органов следует быть максимально корректным, не позволять себе нецензурных выражений и фамильярности, обращаться следует на «Вы», а еще лучше - по званию и фамилии (чтобы ее лучше запомнить).

    Даже если сам сотрудник Полиции нарушает общепринятые нормы этики, провоцирует, толкает или дергает гражданина за одежду, ни в коем случае не подходите к нему вплотную, не протягивайте руки к его оружию и не трогайте его обмундирование. В случае возникновения недоразумений, лучше всего Вам самому предложить сотруднику правоохранительных органов пройти - в ближайшее отделение Полиции. Всякие разбирательства на улице или в транспорте чреваты приводом в то же отделение, но уже в принудительном порядке, либо вымогательством.

    Согласно действующего законодательства остановить Вас на улице может только тот милиционер, который наделен соответствующими полномочиями. В частности, проверять документы на наличие регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания имеет право только участковый уполномоченный и сотрудники миграционного контроля. Однако, согласно ст.91 УПК РФ, для проверки документов либо задержания гражданина необходимо одно из следующих оснований:

    1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

    2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

    3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

    Вас также могут задержать, мотивировав это тем, что Ваше лицо похоже на фоторобот преступника, находящегося в федеральном розыске. В таком случае требуйте предъявить Вам на обозрение этот самый фоторобот. Если Вам откажутся его предъявлять, либо в предъявленном Вы не найдете ничего схожего со своим лицом, то можете смело жаловаться на остановившего Вас сотрудника Полиции в установленном законом порядке.

    Если Вы, несмотря на все вышеперечисленное, все же попали в отделение Полиции, то обязательно потребуйте составить протокол об административном правонарушении или хотя бы справку, о том, что вы в указанное время находились в Полиции.

    Гражданин вправе собственноручно вносить изменения и дополнения в графе объяснения. При этом следует фиксировать:

    - точное время задержания;

    - отсутствие или наличие телесных повреждений;

    - краткое изложение обстоятельств дела по вашей версии;

    - уточнения и дополнения к составленному сотрудником Полиции протоколу.

    Статья 27.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» гласит, что доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

    Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

    О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

    Согласно ч.1ст. 27.5 КоАП срок административного задержания не может превышать трех часов. Согласно же ч.3 этой же статьи, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не до 48 часов. При подозрении в совершении Вами административного правонарушения, Вас вправе досмотреть, а при подозрении в совершении уголовно-наказуемого преступления Вам обязательно устроят личный обыск, после чего в порядке ст.91 УПК РФ могут поместить на срок до 48 часов в изолятор временного содержания. Согласно п.3 ст.92 УПК РФ, орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору произведенном задержании в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.В любом случае, если срок Вашего задержания превысил двое суток, а к судье для вынесения постановления на арест Вас не отвозили, значит, Вас содержат незаконно и, скорее всего, отпустят без наказания, чтобы самим избежать ответственности за пропущенный срок.

    Также следует учесть, что п.15 ст.5 УПК РФ определяет момент фактического задержания, как момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;

    Сотрудники Полиции часто в протоколе не указывают точное время задержания.

    Протокол лучше подписывать с обязательной припиской, что вы себя нарушителем не считаете.

    Сотрудники Полиции часто отказываются составлять протокол задержания, мотивируя тем, что они еще не приняли решение задержать Вас или нет. Тогда, вставайте и уходите. Если вам этого не разрешают сделать, то вы задержаны и имеете все права, определенные законом (право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, право не давать показания против себя, право на квалифицированную юридическую помощь) право на то, чтобы сообщить о своем задержании родственникам, на работу или другим лицам по Вашему выбору). Если вам не позволят самому воспользоваться телефоном, разумнее попросить сделать это сотрудника в вашем присутствии. Это следует сделать до составления протокола. Если не дали, внесите в протокол фразу об отказе в возможности отправить сообщение.

    В отделении Полиции следует говорить как можно меньше, не заступаться за других задержанных, не брать у других задержанных денег и других предметов (Вам могут сбросить улики чужого преступления).

    Если же Вы столкнетесь с противоправными действиями сотрудников Полиции, то об этом необходимо сообщить в Управление собственной безопасности ГУВД г.Москвы по тел. 255-96-57. Это специальное подразделение Полиции, в задачу которых входит профилактика и проведение оперативно-розыскных мероприятий, целью которых является «выведение на чистую воду» так называемых «оборотней в погонах». Действует эта служба достаточно эффективно, особенно, если к ним обратиться письменно.

    В некоторых случаях также эффективно обращаться в Управление по борьбе с организованной преступностью, когда несколько милиционеров пытаются вломиться к Вам в офис или предложить Вам свою «крышу».

    По всем ситуациям рекомендуется как можно скорее прибегнуть к помощи профессионального юриста (адвоката). Именно адвокат, состоящий в специальном реестре Министерства юстиции РФ, не только имеет статус неприкосновенности в отношениях с правоохранительными органами (кроме суда), но и наделен Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» особыми правами, позволяющими пресечь противоправные действия сотрудников Полиции. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ любое лицо, чьи права нарушаются (ограничиваются) действиями правоохранительных органов, имеет право на профессиональную юридическую помощь.